Ученье – свет! Как молодые ученые получают знания за пределами Университета
Петр Снетков, научный
сотрудник и магистрант ИПСПД международной образовательной программы по
направлению «Лазерные и синхротронные технологии мегасайенс / Megascience laser
and synchrotron technologies», принял участие в Школе по синхротронным
источникам света и их применению (School on Synchrotron Light Sources and Their
Applications).
Интенсив проводил Международный центр теоретической физики имени Абдуса Салама (The Abdus Salam International Centre for Theoretical Physics, ICTP,Trieste,Italy)
За две недели, с 15 по 26 января, школа предоставила полезную и ёмкую информацию об особенностях проектирования и эксплуатации современных источников синхротронного / лазерного излучения и экспериментальных станций, о методах исследования с использованием синхротронного излучения и лазеров на свободных электронах, а также о влиянии установок мегасайенс на глобальную и локальную социоэкономику, научную коммуникацию и взаимодействие с заинтересованными сторонами. Таким образом, школа состояла из трёх модулей: фундаментального физического, социо-экономического и прикладного.
Петр поделился своими впечатлениями об участии:
«Количество участников
– 287 со всего мира. Из России участвовало всего лишь пятеро, включая меня. Для
того, чтобы попасть на курс, нужно было пройти предварительный отбор: заполнить
полную информацию о себе, включая опыт работы и образование, а также прикрепить
свои наиболее значимые публикации. Мне повезло – моя анкета была выбрана оргкомитетом
для участия в Школе.
Несмотря на то, что
Школа проходила онлайн, дискуссия была довольно оживлённая, было очень много
вопросов к докладчикам, и зачастую тайминг лекций сбивался, иногда даже на час.
Очень понравилась открытость лекторов к диалогу. И, если честно, я совершенно
не ожидал оказаться слушателем профессора Giorgio Margaritondo, по книгам и
статьям которого я учился и который, несомненно, является выдающимся учёным в
области синхротронного излучения.
Плюсов от участия в
подобных интенсивах можно отметить несколько.
Во-первых, это мощная научная база, которую доступным языком представляли сами
исследователи. Более того, каждый слушатель мог задать свой вопрос любому
лектору, и иногда задаваемые вопросы порождали новый виток объяснений, за
которыми следовали новые интересные вопросы.
Во-вторых, это языковая
практика: даже несмотря на то, что в основном школа предполагает монолог, но
даже такой формат хорошо тренирует восприятие живой речи на слух. Отмечу
интересный момент: у каждого лектора есть свой неповторимый акцент, что
позволяет ещё тщательнее проработать восприятие английского языка в разных
интерпретациях.
В-третьих, это ответственная
возможность быть представителем не только подразделения, но и Университета,
города и страны на международном мероприятии. Это всё в совокупности,
несомненно, является хорошим драйвером для дальнейшего роста и развития, в том
числе для пополнения своего портфолио!
Советую всем общаться и
делиться мыслями с коллегами, обмениваться статьями, научными результатами,
заводить и поддерживать научные связи. И обязательно представлять результаты на
конференциях - это позволит получить обратную связь от коллег по цеху. Иногда
можно получить очень ценный совет от специалистов из другой области знаний
(например, биологов), которые смотрят на вещи под иным углом – это будет крайне
полезно для исследователя.
Из-за своей узкой
специфики, подобных мероприятий в сфере синхротронного излучения пока не так
много.
Есть платные, есть
бесплатные. Для участия в школе, о которой мы сейчас говорим, не требовался организационный
взнос. Во многих платных есть возможность подать заявку на конкурс финансовой поддержки
(так называемые стипендии или гранты), и получить скидку от 50 до 100 % от
оргвзноса.
Что касается дополнительного
финансирования поездок, то здесь есть несколько моментов. Первое - это
поддержка со стороны Университета ИТМО. Каждый студент может поучаствовать в
конкурсе частичной финансовой поддержки как учебной (только для бюджетников),
так и внеучебной деятельности (в этом случае могут участвовать и бюджетники, и
контрактники). Второе - это гранты, в рамках которых, например, заявлено
обязательное представление результатов реализации проектов на конференциях или других
подобных мероприятиях по тематике проекта».
Все материалы школы
выложены в открытый доступ – можно посмотреть, послушать и даже скачать: https://indico.ictp.it/event/10455/
В свою очередь, хотим
напомнить, что ИПСПД проводит конкурсы для тех, кто закончил бакалавриат и
хочет поступить в магистратуру без экзаменов:
- Конкурс учебных и
научных достижений «Науке нужен ты!» уже принимает заявки. Подробнее об
условиях конкурса можно узнать по ссылке: http://science-needs-you.tilda.ws/